Да воскреснет Бог

Да воскреснет Бог

Представлен уникальный экспонат из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника – икона XVII века «Распятие с предстоящими»

Когда великое свершалось торжество,
И в муках на Кресте кончалось Божество,
Тогда по сторонам животворяща Древа
Мария-грешница и Пресвятая Дева
Стояли, бледные, две слабые жены,
В неизмеримую печаль погружены…

(А.С. Пушкин)

Образ Распятия – центральный для христианства. Именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Крестная казнь Иисуса Христа является ключевым событием истории, открывшим человечеству новые духовные истины и сочетающим сильнейший драматизм с великой радостью обновления земной жизни.

Сцены, относящиеся к страданиям Христа, появляются в раннехристианском искусстве не ранее IV–V веков. Впоследствии изображение крестной казни Спасителя получило широкое распространение в иллюстрациях Евангелий и Псалтыри, настенных росписях, скульптурных изображениях и иконах. В течение нескольких столетий на основе Евангельских повествований происходило формирование иконографии Распятия.

Икона из собрания музея-заповедника демонстрирует традиционную иконографическую схему Распятия, но имеет и ряд особенностей. В центре композиции изображен крест с распятым Христом. По сторонам креста – две симметричные группы фигур предстоящих: Богоматерь, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, сотник Лонгин и жители Иерусалима. Над перекладиной креста изображены два скорбящих ангела. Фоном происходящего служат высокие стены Иерусалима.

Представленная икона привлекает внимание рядом иконографических особенностей. Вопреки традиции, фигура Иоанна Богослова находится около Богоматери, с левой стороны от зрителя. Согласно Евангелию, Христос, страдая на кресте, поручил Иоанну Богослову заботиться о своей Матери.

 Изображение тернового венца на голове Иисуса Христа не характерно для византийских и древнерусских памятников. Кроме того, оно не согласуется с рассказом Евангелия. Впервые терновый венец встречается в Распятиях в западноевропейском искусстве XII–XIII веков, чтобы усилить страдальческий вид Распятого, и переходит в русское искусство не ранее XVII века. Для традиционной православной иконографии это редкая деталь.

Над головой Спасителя расположена табличка с надписью «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский». Подобная формула в виде славянских монограмм возникает на Руси в XVII веке и характерна для икон «Распятие» того времени.

Одним из дополнений традиционного Распятия на иконе из собрания музея являются изображения солнца и луны – в виде кругов охристого и красного цвета с профилями человеческих лиц и исходящими лучами. Они воплощают евангельский рассказ о помрачении солнца. Евангелисты повествуют о том, что во время страданий Спасителя произошло великое знамение. С того часа, как Христос был распят (по современному счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло, и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до третьего часа дня – то есть до самой смерти Спасителя. Одновременное изображение солнца и луны на фоне темного неба указывает на разлад, случившийся в природе в момент распятия Иисуса Христа, – смешение дня и ночи.

Икона, выполненная в мягких, изысканных тонах, излучает мир и спокойствие. Страдания уже преодолены. В распятом Христе уже виден «Царь Славы».

  • 0

Популярное