Русское искусство XVIII – начала XX в.

Русское искусство XVIII – начала XX в.

Постоянная экспозиция

Картинная галерея располагается в здании Присутственных мест. Начало формирования художественных коллекций Владимиро-Суздальского музея-заповедника неразрывно связано с деятельностью Губернской учёной архивной комиссии в конце XIX – начале XX в. Её члены развернули энергичную деятельность по собиранию и изучению исторических и художественных памятников. Среди поступивших произведений особого внимания заслуживают полотно итальянца С. Тончи «Крещение Руси при св. кн. Владимире», а также множество его рисунков, богатейшая коллекция лубков И. Голышева, фамильные портреты рода Акинфовых.

После 1917 г. художественная коллекция музея значительно пополнилась за счёт поступлений в ходе национализации: из имения Воронцовых-Дашковых – Андреевское, В.С. Храповицкого – Муромцево, Леонтьевых – Фетинино и др. Переданные в 1920-е годы из Государственного музейного фонда произведения В. Тропинина, А. Саврасова, В. и А. Васнецовых, В. Маковского, В. Серова и др. относятся к наиболее ценному в живописной коллекции музея. Быстрое увеличение фондов изобразительного искусства способствовало открытию в 1923 г. самостоятельной художественной галереи.

Следующим значительным этапом в пополнении художественного собрания стали 1960–80-е гг.; в этот период активизировалась выставочная деятельность, позволившая представить зрителю шедевры живописи. Благодаря приобретениям из частных собраний и художественных салонов Москвы и Ленинграда коллекция пополнилась произведениями крупнейших русских художников, что позволило более точно и хронологически выверенно представить в постоянной экспозиции общий путь развития русского искусства XIX – начала XX века. Исследование и технологическая экспертиза портретной галереи Воронцовых обогатили новыми произведениями раздел живописи XVIII в. Одним из главных моментов стало комплектование работ владимирских художников, составивших значительную по количеству и разнообразную по составу часть коллекции.

С 1995 г. экспозиция «Русское искусство XVIII – начала XX в.» открыта в здании бывших Палат. Традиционная анфилада залов привносит ощущение торжественности и праздничности, не лишая интерьер и уюта. В русской живописи XVIII века ярко проявил себя прежде всего портретный жанр. Уникальным примером его становления является парсуна с изображением царевича Алексея работы неизвестного мастера начала XVIII в., в которой поражает сочетание иконописных приёмов с попыткой изображения облика человека Нового времени. Знаменитая в XIX в. портретная галерея Воронцовых представлена своей лучшей частью – фамильными портретами. На портрете кисти А. Антропова Е.Р. Воронцова запечатлена в бытность её фавориткой императора Петра III, и облику её, отнюдь не блиставшему красотой, придана приличествующая моменту парадность и представительность. Портреты С. и А. Воронцовых, являющиеся авторскими повторениями, свидетельствуют о великолепном умении Д. Левицкого сочетать традиционную схему изображения и ощущение особой эмоциональности образа, личностных отношений творца и модели. Успехи камерного портрета столетия связаны прежде всего с именем Ф. Рокотова. Портрет П.А. Акинфова был написан в связи с награждением офицера, отличившегося в Чесменской битве, но в образе выявлены прежде всего не героичность, а мягкость, задумчивость. Кисти крупнейшего шведского художника А. Рослина, работавшего в России в 1775–1777 гг., принадлежит портрет великого князя Павла Петровича. Благородная величественность образа в сочетании с чётким, чеканным рисунком и виртуозным исполнением деталей придают нарядность и торжественность всему полотну.

Развитие жанровых тенденций в русской живописи первой трети XIX в. воплотилось в творчестве В. Тропинина в особый тип картины, существующий как бы на грани портрета и жанра. В работе «За прошивками» создан один из поэтических женских образов, так богато раскрытых всем творчеством художника. Утверждению крестьянской темы в искусстве было посвящено творчество учеников А. Венецианова. Бесхитростность мотива в картине неизвестного художника «Рассказ солдата», трогательная простота образов подкупают зрителя. Ярким контрастом этому выступает полотно «Славильщики-городовые» работы Л. Соломаткина, где автор привносит гротеск и остроту в обрисовку и отдельных персонажей, и всей сцены.

Пейзажи И. Айвазовского, А. Боголюбова, Л. Лагорио свидетельствуют о постепенном становлении реалистического пейзажа, происходившем в тесном взаимодействии с тенденциями романтизма.

Полотна художников-передвижников, во многом определивших дальнейшие пути развития русского искусства, не столь многочисленны, но позволяют судить о художественных тенденциях эпохи. В портретах работы И. Крамского, В. Перова, А. Корзухина, В. Маковского проявились новые завоевания этого жанра, зачастую достигавшего особой психологической глубины и выразительности.

Своеобразие подхода к исторической теме присуще полотну В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», навеянному памятником литературы XII в. «Слово о полку Игореве». Этот авторский вариант при всей близости к окончательному (в собрании ГТГ) отличается большей сдержанностью и лаконизмом, иным эмоциональным звучанием, позволяющим по-новому оценить знаменитое полотно.

Истинным украшением собрания является пейзаж А. Саврасова «Весенний день». Блестящее свидетельство творческого подъёма 1870-х гг., работа отразила всю безыскусную простоту и неброскую прелесть российских просторов. Богатство тонко разработанного колорита способствует созданию особого настроения, созвучного весеннему пробуждению природы и человека.

Наряду с лирикой саврасовских мотивов в пейзаже XIX в. существовало и эпическое начало, воплощённое творчеством И. Шишкина. Его дарование великолепного рисовальщика проявилось и в большом подготовительном картоне «Дубовая роща», и во многих этюдах, где скромный мотив приобретает особую поэтичность и цельность. Различное восприятие русской природы, объединённое общими реалистическими идеями, широко представлено в пейзажах Е. Волкова, Н. Дубовского, А. Киселёва, И. Ендогурова и др.

Рубеж ХIХ–ХХ веков представляет собой сложную, переломную эпоху, отличающуюся в художественной сфере многообразием группировок и объединений, различных по своим идейным позициям и творческим поискам. В собрании музея ярче представлена реалистическая школа. Особого внимания заслуживают мастера Союза русских художников. Жизнеутверждающее начало, умение видеть в повседневном красоту и выразительность, особое чувство цвета, приобретающего главенствующее значение, объединяют картины таких мастеров как А. Васнецов, Л. Туржанский, П. Петровичев, С. Жуковский и др. Членом объединения «Бубновый валет», отличавшегося эпатажностью и полемическим задором, был П. Кончаловский. В портрете его брата Д. Кончаловского темперамент и дерзость автора проявились не только в колорите, где цвета доведены до предельной интенсивности, но и в смелом мазке, движении кисти, словно заряженной той же энергией.

Экспозиция русского искусства XVIII – начала XX в. позволяет ощутить силу художественных традиций, остававшихся значимыми для творческого процесса при всём стремлении к коренному обновлению.

Революционные события Октября 1917 г. резко изменили всю жизнь России, в том числе и искусство. Основные этапы его развития представлены в экспозиции «Современное искусство. XX век». Преобразовательский пафос эпохи определил характер не только агитационно-массового искусства, но и своеобразно отразился в станковой живописи, ярким примером чему служит картина В. Костяницына «Колхозница». Своеобразным символом времени стал и портрет-тип. В образах на работах К. Редько, В. Лебедева акцентированы те личностные качества, которых требовала эпоха. Современность по-разному претворилась в полотнах мастеров, творчески сложившихся ещё в предреволюционные годы: Е. Лансере, К. Коровина, Л. Туржанского, П. Кончаловского. Показательна в этом плане картина К. Юона, известного мастера пейзажа; в работе «На Тушинском аэродроме» запечатлён один из памятных моментов в жизни советского общества 1930-х гг. Обращение к природе П. Кузнецова, Р. Фалька, В. Мешкова позволило выразить иные лирические грани бытия.

Созданные в годы Великой Отечественной войны произведения Б. Карпова, П. Кривоногова, Е. Зубехина ценны ощущением достоверности, сильным эмоциональным воздействием.

Произведения последних десятилетий призваны отразить многообразие художественного процесса, неотъемлемой частью которого стала владимирская школа пейзажа. Это определение объединило творчество целого поколения владимирцев. Замеченные на российских выставках конца 50-х гг. картины отразили своеобразное восприятие пейзажа и сложение адекватной ему живописной системы. При всём различии дарований К. Бритова, В. Юкина, В. Кокурина, Н. Модорова, Н. Мокрова определилось направление, в котором тесно переплелись традиции и современность. Русская природа знает не только нежно-элегические состояния, она бывает и яркой, радостной, праздничной. И именно такой она выступает на картинах владимирцев. При традиционности сюжетов – деревеньки, небольшие города, славные своей историей и памятниками архитектуры, и их неразрывная связь с природой – в картинах присутствует ощущение современности. Природа Владимирщины раскрывается во всём многообразии оттенков: лирическое видение самой обычной, повседневной жизни человека у В. Юкина, эпический размах природы, её величие и значительность у К. Бритова, ритм настоящего в единстве с нестареющей красотой архитектуры и эмоционально воспринятой природой у В. Кокурина. Яркое личностное начало проявилось в полотнах Н. Мокрова и Н. Модорова. Особых слов заслуживает владимирская графика. Творчеству Б. Французова, В. Леонова, П. Дика, В. Басманова, В. Рузина свойственны не только сильное духовное начало, глубинный внутренний подтекст, но и жанровое разнообразие, и высокое техническое мастерство. Примечательно, что и следующее поколение молодых, но уже сложившихся творцов имеет собственное лицо. Произведения владимирских художников стали заметным явлением в истории российского искусства и обогатили коллекцию музея.

  • 0

Популярное