Никола в путь

Никола в путь

Образы святителя Николая Чудотворца из частных собраний

Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый на Руси святой. Издревле он считается покровителем путешествующих, что послужило названием выставки. «Никола в путь» – строки, фигурирующие во многих народных молитвах: «Никола в путь, Христов подорожник»; «Бог на дорогу, Никола в путь» или «Господи в начале, Троица святая, Никола в путь, Ангел мой на весь день со мной!», – говорили наши предки, собираясь в дальний путь и призывая народного заступника.

На примере изображения святого выставка демонстрирует многообразие иконографических изводов и стили разных художественных центров. Экспозиция сопровождается кратким описанием чудес святителя.

Несколько представленных произведений относятся к традиционному поясному варианту изображения, древнейший из которых – замечательный образ, написанный в конце XVI века московским мастером или иконописцем Центральной России, ориентировавшимся на столичное письмо. К поясному варианту относятся большой храмовый образ, выполненный ярославским мастером в третьей четверти XVII столетия, и замечательная икона, написанная палехским иконописцем во второй трети XIX века. Среди оплечных вариантов – изображение, выполненное в первой четверти XIX столетия мастером юго-западных земель России, и образ, предположительно созданный еще в XVIII веке.

Широкое распространение в русском искусстве получили образы Николая Чудотворца с мечом и градом в руках, восходящие к чудотворной статуе XIV века, происходящей из собора Можайска, что дало иконографии соответствующее наименование – «Никола Можайский».

К ростовым изводам относится изображение святителя Николая с разведенными в стороны руками, держащим закрытое Евангелие на левой руке и с благословляющей десницей – т. н. «Никола Зарайский» – иконография, получившая название благодаря чтимому образу города Зарайска. На выставке представлено три замечательных житийных образа XVII столетия, средник которых относится к этому типу.

На некоторых иконах со сценами жития изображены только два сюжета. Так, на иконе, предположительно написанной мастером Романово-Борисоглебска в первой четверти XIX века представлены два чуда спасения на водах. Иногда вокруг центрального образа святителя Николы расположено восемь клейм, как на нижегородской иконе первой трети XVIII века. Максимальное количество сцен жития среди экспонируемых произведений  – 28.

Выставка будет интересна и специалистам, и широкому кругу посетителей, интересующимся церковным искусством и почитающим святителя Николая Мирликийского – народного заступника и скорого помощника.

  • 0

Популярное