Владимирские парковки ждут корректировок генплана
- 6 февраля 2012
Владимир из провинциального превращается в центр деловой активности. Судить об этом можно не по количеству крупных предприятий на квадратный метр муниципальной земли, но по количеству автомобилей на душу населения. В часы пик водители замыкают собой пробк
- Жизнь в пробке
- -А вы случайно не уезжаете? - открыв окно своего «Лексуса», девушка в поисках свободного места на парковке торгового центра обращается к молодой паре. В час пик подобные короткие диалоги можно услышать на любой городской парковке. В поисках места, где можно оставить автомобиль, большинство водителей вынуждены изрядно покружить по центру, а иногда и оставить машину вдали от работы или места встречи.
- Городские артерии действительно переполнены машинами. Одна из причин протяжённых пробок — в припаркованных вдоль дорог автомобилях. Количество транспортных средств увеличивается с каждым годом. Например, в 2011-м регистрацию прошли 107000 автомобилей, - приводит данные городское управление ГИБДД. Прибавив к этой цифре прибывающие из области машины, получаем совсем безрадостную картину передвижения по улицам города.
- - Пропускная способность городских дорог снижается в зависимости от сезона, - рассказал по телефону начальник инспекции безопасности дорожного движения по Владимиру Сергей Уткин. - Наиболее серьёзные проблемы с движением возникают весной и летом — с началом отпускного и дачного сезонов. В это время основной поток дополняется машинами из соседних регионов, в частности, из Московской области. Туристы направляются в основном в Суздаль, а дачники — в район Загородного парка.
- Проблема заторов на улицах Владимира актуальна и зимой. Масштабы города определяют концентрацию бизнеса — большинство организаций расположены в центре города. Район несёт в себе архитектурную и историческую ценность, а вот ездить по его дорогам не вполне удобно: и на без того узких улочках разъехаться двоим сложно из-за припаркованных по соседству машин.
- Что написано на бумаге…
- План «разгрузки» транспортных узлов, а соответственно, и появления новых мест для парковки прописаны в генплане города. Документ был одобрен депутатами горсовета, но ситуация с нехваткой пространства для стоянки с тех пор изменилась незначительно. По плану, к 2015 году – отметке первой очереди проектирования – количество машин на 1000 жителей дойдёт до 250. Но, судя по темпам прироста в среде автомобилистов, к этой цифре можно прибавлять ещё сотню, если не больше.
- Региональные архитекторы считают: специалисты института Ленгипрогор, который занимался разработкой проекта, ошиблись не только в этих расчётах.
- - Генеральный план содержит целый ряд недоработок, - рассказал главный архитектор города Давид Крамников. – К тому же, расчёты, по которым распределялись места стоянок, давно устарели.
- Именно поэтому в генплан намерены внести поправки уже в 2012 году. В пунктах о парковках появятся планы строительства больших многоуровневых гаражных комплексов и подземных стоянок. Возможно тогда и возведут прописанные в прежнем генплане крытых многоэтажных паркингов в микрорайонах «Семязино», «Сновицы - Верезино» и «Питомник». А ещё новая жизнь появится у многоярусных гаражей на улицах Университетской, Тихонравова, Батурина, Растопчина, Нижней Дуброве и Пичугина.
- Строительство этих паркингов планировалось и раньше, но проблема была та же, что и в большинстве случаев – не нашли инвесторов.
- Вложиться в строительство гаражного комплекса готов не каждый – это специфический вид недвижимости и прибыль от него девелоперы получат только спустя годы.
- - Однажды я задумывался о строительстве парковки на 600 машиномест, - рассказал предприниматель Максим. – Но, подсчитав затраты, понял – дело того не стоит. В центре города такое строение не возведёшь, выходит, ставим на периферии. Налог с земли платить нужно, а клиентов на услуги хранения машин найти быстро не получится – большинство автовладельцев предпочитают оставлять машины возле дома. По статистике, место обычной стоянки на 190 парковочных мест легко заменяет трехъярусный паркинг с количеством «автомест» до шестисот. Но аренда такого объекта окупит его за 10-15 лет.
- «Извините, мест нет»
- Выходит, что основными местами стоянки машин надолго останутся торговые и офисные центры. В центрах торговли парковка – и необходимость, и показатель сервиса. Действительно удобно – заехал, оставил машину, прошёлся по магазинам и отправился дальше. Но надолго поставить автомобиль на паркинг не получится – в большинстве комплексов за шлагбаумом бесплатно хранить машину можно не больше часа. Вот и получается, что даже возле крупных паркингов собираются автомобили клерков и офисных служащих. А торговые центры поменьше расширять площади для стоянки не торопятся.
- - В принципе мы наблюдаем, как часто меняются машины на нашем паркинге, - рассказали «Бизнес Навигатору» в одном из крупных супермаркетов города. – И пришли к выводу – наши клиенты находятся в торговом центре около часа, поэтому этого времени вполне достаточно для хранения машины.
- А вот с паркингами во владимирских бизнес-центрах сложилась несколько иная ситуация. Определённого регламента или технических требований к новым сооружениям деловой активности нет, поэтому решение - создавать машиноместа возле центра или нет – остаются на совести собственников здания. Чаще всего в целях экономии пространства и сокращения налоговых затрат паркингами жертвуют. Но в итоге получается, что, например, на Батурина из-за оставленных автомобилей просто не протолкнуться. Между тем, в районе Центрального парка расположены сразу несколько деловых центров.
- Говоря о транспортной проблеме, владимирские градостроители подчёркивают сложность решения. В городе уже оборудованы врезы-карманы, в некоторых районах строятся многуровневые гаражи. Для следующих преобразований — объезд по Лыбедской и Южной магистралям. Их строительство потребует федерального финансирования, а для дальнейших мероприятий потребуется корректировка генплана.
- Заторные соседи решают проблемы
- Естественно, во Владимире проблема заторов и пробок выражена не так ярко, как в Москве или Нижнем Новгороде. Застрявший между двух миллионников, как малолитражка между двух внедорожников на тесной парковке, город уступает как количеством машин, так и масштабами бедствия.
- В столице припаркованные вдоль дорог машины резко снижают пропускную способность городских трасс, а некогда уютные московские дворы заставлены автомобилями так, что там трудно пройти даже пешеходу. Решать проблему городские власти пытаются с помощью строительства централизованных гаражей и парковок.
- По официальным данным, на территории города сегодня зарегистрировано больше 2 миллионов автомобилей. Если не брать в расчёт 6,5 тысяч устаревших плоскостных автостоянок, то только 9% из них обеспечены местами хранения, которые соответствуют европейскому уровню. При этом ежегодный прирост новых автомобилей достигает 80000! Эксперты подсчитали, что к 2025 году количество зарегистрированных в Москве автомобилей может достигнуть 4 миллионов. Дальнейшие подсчёты малоутешительны, так как для соответствия Европейским стандартам к 2025 году градостроителям придётся отстраивать до 230 тысяч мест хранения автомобилей в год. Прибавим к ним 170 тысяч парковочных мест, и в сумме получится около 400 тысяч. 400 тысяч парковочных мест в год — регионам остаётся только надеяться, что границы столицы и Московской области вместят все возведённые строения и индустриальный монстр не подойдёт к границам региона.
- В качестве разгрузки власти города и московские строительные компании предлагают разнообразные решения. Одно из типичных и практичных — подземные автостоянки. Правда, воспользоваться им могут только владельцы недвижимости в новостройках. Ещё одна мера, которая во Владимире пока не прижилась, а в Москве существует вполне уверенно — борьба с незаконными парковками с помощью эвакуаторов.
- Восточный сосед Владимира — Нижний Новгород — с пробками и другими транспортными проблемами столкнулся в конце прошлой осени. В октябре ряд информационных агентств города транслировал обещания главы администрации Нижнего Новгорода создать единое городское парковочное пространство. Обещания воплотились — к декабрю минувшего года сообщалось, что в микрорайонах города планируется построить около 600 парковок.
- Планета как одна парковка
- Проблема с парковками — из ряда глобальных. Не так давно корпорация IBM провела глобальное исследование автомобильных парковок (IBM Global Parking Survey). Исследование показало, что водители как в развитых, так и в развивающихся странах сталкиваются с одной и той же неудовлетворительной ситуацией и проблемами парковки. Опрос прошли 8042 автомобилиста в 20 городах мира на шести континентах.
- Результаты опроса показали, что водители ежедневно прилагают большие усилия для поиска свободного парковочного места. В 2010 году почти 6 из 10 опрошенных водителей по крайней мере один раз были вынуждены отказаться от поиска места для временной стоянки своего автомобиля и поехать в другое место, а свыше четверти респондентов вступали в спор с другими водителями за место на парковке.
- -Совершенно очевидно, что у автомобилистов во всем мире вызывают стрессовое состояние и чувство раздражения не только ежедневные поездки по городу, но также и поиск места для парковки, – делится впечатлениями художник Павел. – Я несколько лет жил во Франции, поэтому могу сравнивать. В Каннах и Ницце наземных парковок практически не существует. Редкими площадками может воспользоваться скорая помощь, полиция или президент страны. Французы «прячут» свои машины под землёй — это проще, экономичнее и надёжнее.
- В исследовании отмечается, что больше 30% пробок возникают из-за того, что водители создают препятствия на дороге в процессе поиска парковочного места. Неэффективные системы организации автостоянок приводят к перегруженности на дорогах и увеличению выбросов выхлопных газов, из-за них также тратится впустую время водителей и пассажиров, снижается эффективность труда и теряются экономические возможности.
- В Москве 29% опрошенных водителей отметили, что самое долгое время, которое они проводили в поисках парковки за последний год, – от 11 до 20 минут, и 20% назвали цифру от 21 до 30 минут. К тому же Москва находится на втором месте по количеству полученных водителями штрафов за парковку в неположенном месте (среднее количество полученных штрафов за 2011 год – 8,5) и на четвертом месте среди мировых мегаполисов.
- Проблемы пробок и парковок достигли кризисного уровня во всем мире, считают исследователи, а выбросы выхлопных газов автомобилей еще больше усугубляют неблагоприятную экологическую ситуацию. Все эти факторы оказывают отрицательное влияние на жизнь людей во всем мире, где правительства, частный сектор и общественность ищут новые эффективные средства, в том числе строительство новых дорог, для смягчения и устранения негативных последствий от возросшей загруженности.
- Оригинальный способ разгрузки придумали европейцы. Кому-то он может показаться комичным, но в Гамбурге работает 24% автоматизированных парковок — радикальное и совсем недешевое решение ситуации, суть которого заключается в установке автомобилей на специально оборудованные платформы и подъёме их на «лифте» на свободные места. Такие механизированные паркинги есть и в Будапеште, Гамбурге, Берлине, Стамбуле, Мюнхене.
- - Налицо дилемма: либо сносить старое под корень и строить новые города, - высказывает предположение Павел, проживший больше 10 лет в Европе. - Либо менять организацию труда и деловую культуру. Ведь в современных городах до двух третей поездок носят иррациональный характер: сотрудники едут в офис на авто, а не на метро или пригородной электричке, чтобы подтвердить свой социальный статус, начальство по той же причине передвигается по городу по встречам вместо того, чтобы поговорить по телефону.
- Второй путь, по мнению художника, более реалистичен, и уже есть первые подвижки: из-за стоимости аренды многие мелкие компании переводят сотрудников на удаленную работу, благо современные средства коммуникации это позволяют, крупные компании реализуют проекты компактного размещения персонала — покупают или снимают жилье рядом с работой.
- Какой метод из двух возможных выберут владимирские градостроители, будет ясно после внесения коррректировок в генплан города. Дата обсуждения пока не оглашается.