Любой клуб или ресторан надо «подать» так, чтобы человеку захотелось туда зайти

Дмитрий Маблэк, художник-дизайнер в рубрике "Фигура в бизнесе"

 

Сезон клубной жизни в разгаре. Не так давно открылся клуб «Студио», а несколько месяцев назад в городе появилось кафе «Aliceplace». Клубы открываются - закрываются. Средняя продолжительность жизни такого рода «проекта» – от 2-5 лет. И во многом успех заведения зависит от его стиля и концепции. О тенденциях развития дизайна в клубном движении во Владимире еженедельник «Бизнес Навигатор» беседовал с Дмитрием Маблэком. Он имеет отношение проектам «Солнце», Пятый Элемент, Fresh, Z-клуб, «Золотое кольцо», «Эгоист». И выступал экспертом в оформлении кафе Абажюр. Его последнее детище - кафе «Aliceplace».
 
?Дмитрий, как эксперт в области клубной культуры, расскажите как складывается ситуация с «творческим» развитием кафе, ресторанов, клубов во Владимире? Есть чем удивить?
 
- У нас очень маленький город. В нем очень тесно. На самом деле, негде развернуться. Здесь, как таковое, клубное течение не представлено, так же как не раскрыта клубная культура. У нас не хватает клубов и кафе, которые могут чем-то выделятся. Они есть, но их крайне мало. Во многом причина банальна - элементарно не хватает места. К тому же город архаичный. У него сложная архитектура и масса ограничений по исполнению. Когда я делал кафе «Aliceplace», идея его оформления была такая - рисунок «выходит» на улицу, продолжается на фасаде здания. Но в Управлении архитектуры сразу сказали, что ничего подобного делать нельзя. В историческом ядре крайне сложно работать. Единственный клубный проект «Солнце» в этом отношении немного выделяется. И только потому, что все дизайнерские решения скрыты во дворах. Там была возможность «развернуться». Ведь очень многое по наружному оформлению отвергается еще на уровне проекта. Например, я делал эскизы по рестайлингу рок-кафе «На Соборной». Там хорошая летняя площадка, на которой можно сделать сцену со световым оформлением, и «смешать» разные стили. Но эта летняя площадка выходит на центральную улицу, на парк культуры и отдыха. Никто не позволил в этом месте творчески «хулиганить». Каким бы чудесным это «хулиганство» не было.
 
?И все же, есть в городе заведения, которые с точки зрения дизайна отвечают требованиям клубного стиля?
 
- Все зависит от концепта заведения, если есть идея - она воплощается. Клуб «Солнце», например, интересен эклектикой, смешением жанров. В нем восточная этиология перемешана - Кришна, Будда, «Джа» и «африканский бугги». Игорь Старцев постарался создать лицо клуба.
 
«Рафинад» оформлен неплохо, там хорошие дизайнеры работали. Он сделан в духе хороших питерских ресторанов, но опять же, это - достаточно распространенный сегодня стиль, эдакий эпатаж, гламур, блеск. Но мне кажется, там не хватает живописного дизайна. Самый лучший клуб на сегодняшний день в городе, на мой взгляд, - это бывший клуб Готика. Теперь «Моника Билуччи». После «Готики» в интерьере ничего не изменилось. Над ним работали настоящие «хэнд-мэйки», первоклассные лепщики, гончары, скульпторы. Все вот эти химеры - они создают объем, сказочную атмосферу. Надо понимать – один раз лучше вложиться, а потом 10 лет с клубом ничего не делать. На самом деле, течений в оформлении очень много. Есть масса «молодежных» течений, которые великолепно вписались бы в клубную тематику: стрит-арт, аэрография. Но у нас боятся каких-то смелых решений.
 
?А что тогда, предпочетают во Владимире? Есть ли тенденции, веяния в воплощении решений интерьеров? «Массовый» стиль есть?
 
- Какое-то одно направление выделить сложно. Люди, которые держат такие заведения, как правило, консервативны. Им нравится что-то одно, и выйти за рамки когда-то созданного образа, им очень сложно. Новое воспринимается в штыки, или бывает просто неинтересно. Часто люди боятся чего-то необычного. К тому же, чтобы появились интересные решения, надо вкладывать в это деньги, а у нас за 5 копеек люди хотят приобрести оригинальные идеи. В общем, Владимир не может пока выйти из эмбрионального состояния. И единственная характеристика, которая, пожалуй, здесь будет уместна, — это Декаданс. А такое отношение к дизайну клубов и кафе противоречит сути самих заведений. Ведь, для начала надо заинтриговать, чтобы потенциальному посетителю захотелось войти. Тысяча человек увидят, 100 человек заинтересуются, 20 - войдут и только 10 - оставят там хорошие деньги. Вот на что это рассчитано. Публику надо шокировать, ей надо показать то, чего она еще не видела. Интересно то, что даст эффект «удара», вышибет эмоцию. Такие вещи есть в Питере, в Москве.
 
?Сколько у нас в городе готовы платить за оформление интерьера? И какова цена вопроса в других городах?
 
- О Европе я, вообще, молчу. Там платят любые деньги. В России: Казань, Северная столица, Москва, Нижний Новгород, крупные города. Там бюджет не ограничен. Тебе сразу говорят: «Не стесняйся и ни в чем себя не ограничивай». Во Владимире постоянно какие-то ограничения. Если, например, за квадратный метр стены я прошу 90 евро, мне говорят: «Ты что, 4 тысячи за квадратный метр - это очень дорого!». Причем, речь идет о росписи, а не малярке.
 
?Дмитрий, кроме Владимира вы работали в Казани, Твери, Москве, Выборге, Дюссельдорфе, Брюсселе, Неаполе. Там в отношении клубно-ресторанной культуры, есть где творчески развернуться, «похулиганить»? И как там развивается эта сфера?
 
- Постоянно движется вперед! Я как-то выполнял заказ в Брюсселе - оформлял кафе для творческой богемы - там обязательна систематизация внутреннего рисунка. Рисунок наносится на столы, выходит наружу и занимает простенки близлежащих зданий... И обязательно - передняя панорама на асфальте. Причем, она меняется. Художники раз в три дня перерисовывают эти «объемы» на асфальте, изменяют разломы, оптические своды. По своей личной инициативе, им просто это нравится. Они сами сидят в этом кафе, выпивают по абсенту... и идут рисовать.
В Твери можно творить. Можно «выложиться» и в Новосибирске, в Екатеринбурге. А Екатеринбург считается третьей культурной столицей России. Пермь, Иркутск сейчас развиваются, Томск. Я помню, в начале 2000-го, когда аэрография только входила в моду, в Казани открыли большой клуб «Атлантида». Он полностью выстроен, как затонувший город на дне морской пучины. Вместе со мной над ним работали лепщики. В клубе мы сделали объемные инсталляции. Допустим, если это рука, которая держит горы жемчуга, то из плоскости стены «выступают» пальцы с жемчужинами, и на них можно поставить пепельницу, присесть, словом, сделать все, что угодно. Обломки старого корабля выходят своими досками во вне, а рисунок уходит в стену.
 
?Давайте представим идеальную ситуацию: вам позволили оформить клуб так, как хотите только вы. Какое бы это было место, и как бы вы «развернулись»?
 
- Мне очень нравится поляна между парком Дружба» и «совхозной» вышкой, там такой выход из дубовых рощ, склоны, маленькие овражки, ручейки.
А по форме это была, бы скорее, веранда с красивыми инсталляциями и освещением. Причем, освещение — либо только свечи, либо китайские фонари.
Вообще, я стараюсь привить во Владимире стиль «фьюжн» (это смесь «хай тека» и антиква). Очень хорошо смотрится. Я вижу «фьюжн» закругленным с множеством оптических иллюзий. Мягкие линии с максимумом росписи, в духе Ванн Гога. В Казани в клубе «Атлантида» один зал представляет из себя лабиринты. И ты «теряешься» в этом пространстве. Другой зал - с большим рестораном в стиле «оптической иллюзии». Это создает бесконечный коридор. Или, допустим, хочешь переступить шишку на полу, а это всего навсего иллюзия. Или провалы и разлом в стенах. Все это создает острые ощущения, на самом деле. Помещение должно быть оформлено так, чтобы люди ходили туда, как на экскурсию, чтобы интересно было разглядывать. А потом к иллюзии они просто привыкают. И привыкают к заведению.

...

  • 0

Популярное

Последние новости