Олег Румянцев: «Мебель эконом-класса может стоить как мебель класса люкс»

В последнее время российские производители столкнулись с усилившейся конкуренцией со стороны белорусских и китайских производителей мебели в низком и среднем ценовых сегментах. Вероятно, это связано с тем, что после создания Таможенного Союза возросли пос

 

Олег Юрьевич, дайте, пожалуйста, оценку мебельного рынка нашего региона. Какова ситуация в этой нише сейчас наблюдается и можно ли выделить местные особенности?
 
- Я бы разделил структуру любого рынка на «бюджет»(эконом), средний класс и люкс или как его еще называют - класс «лакшери». Это деление присутствует и на мебельном рынке. И если проанализировать ситуацию, то на сегодняшний день именно эконом-класс находится на подъеме. А вот рынок среднего класса находится в периоде застоя. Сказать о том, что идет прирост, невозможно. И это касается не только владимирской области, эта картина характерна для всей страны. Я не хотел бы быть оракулом, но у меня были собственные ощущения, что кризис стукнет по рынку среднего класса в 2012-2013 годах. Собственно говоря, так оно и происходит. Это подтверждают и столичные аналитики рынка.
Класс люкс в большей степени растет, но он достаточно узкий. Здесь можно провести параллель с автомобильным рынком. Есть у нас машины эконом-класса. И пока для них была поддержка государства, продавались эти автомобили на «ура». Как только государство перестало поддерживать программу утилизации, эти машины перестали пользоваться спросом. А вот машины, принадлежащие более высокой ценовой категории, как продавались так и продаются. Этот сегмент рынка меньше подвержен экономическим рискам. Так же и с мебелью.
 
В чем причина? Взлетели цены, у потенциальных покупателей закончились деньги или рынок, действительно, перенасыщен предложениями?
 
- Я полагаю, что после 2008 года, когда все заговорили о кризисе, люди испугались. И поняли, что держать деньги бессмысленно. Они стали активно покупать, освобождаясь от денежной массы. С 2010 по 2011 год наблюдался значительный прирост в продажах. Но сейчас у людей другие приоритеты. Мебель - это не предмет первой необходимости, и каждый день ее покупать нет нужды. К тому же современный рынок насыщен предложениями эконом-класса. Очень много производителей, которые работают в маленьких цехах, так называемые «самопильщики» или «наколенники». Может быть, это звучит несколько обидно. Но в этом нет ничего плохого: люди работают семьями, по 2-3 человека, имеют свой цех, сами собирают, сами пилят. Именно они в большей степени оттягивают на себя продажи. Почему? Потому что сейчас люди считают деньги.
У нас, к сожалению, пока нет достаточно грамотного потребителя, который мог бы понять, почему один стол стоит в два раза дороже, чем другой. Ему кажется, что высокая цена - это аппетит продавца или производителя. На самом деле это не так. Сейчас мы никому не объясняем, почему колбаса в магазине имеет разные ценники. Люди уже сами понимают систему ценообразования. Правда, это не касается мебельного рынка - покупатели не имеют потребительского опыта эксплуатации хороших вещей. Они выбирают то, что дешево и сердито. Хотя поговорка: «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» в нашем сегменте очень хорошо работает. И некоторые клиенты это прекрасно понимают. Не может хороший продукт стоить дешево.
 
Олег Юрьевич, давайте поговорим о соотношении цена-качество. Есть мнение, что только мебель импортного производства является качественной. Насколько это верно? И стоит ли ориентироваться на западного производителя, выбирая мебель?
 
- Я долго работаю на мебельном рынке. И если взять предысторию, то у нас было очень много российских брендов, которые имели латинские названия на иностранный манер. Такова российская ментальность, сформированная советским периодом нашей истории, считается, что импортное лучше. Именно поэтому российский производитель первый пошел по пути, который предполагал некую историю бренда. Это - давняя западная традиция, и русский человек к ней относится более лояльно. Ему проще поверить в качество продукта с латинским названием, чем принять бренд, написанный на кириллице.
Но сейчас я бы не сказал, что мебель российского производства сильно уступает западным аналогам. У производителя появилась возможность использовать в своей работе те же высококачественные материалы и комплектующие, что и западные фирмы. Многие российские заводы производят ДСП для корпусной мебели качеством нисколько не хуже импортных образцов. То же самое и с фурнитурой. Бренд «Кухни Германии», к примеру, - это совместный немецко-российский проект, с большой долей российского участия. Более того, многие российские бренды присутствуют и на западном рынке.
Если возвращаться к разговору о качестве, то у нас в мебельном бизнесе, как и во всех производственных сферах, не надо скидывать со счетов личностный фактор и человеческое участие в производстве. Если мы возьмем западного рабочего, то он все делает по технологической карте, так, как положено. Наш трудяга все равно найдет возможность где- то что-то не доделать. Это наш изворотливый российский ум.
 
И тем не менее, российские производители пока не могут обойтись без импортных комплектующих. Их ввозят из-за границы. Насколько это влияет на ценообразование и вообще из чего складывается цена на мебель?
 
- Мебель российского производства все равно будет дешевле западных аналогов. Большая часть комплектующих производится на нашей территории. Импортные детали, естественно, используются. Но это не ключевые детали. Поэтому все равно наша мебель несколько дешевле, хотя сделана на хорошем оборудовании, из хороших материалов. Цена на нее зависит от многих факторов: затраты на материальную часть, затраты на производство и дизайн, конструкторские разработки и зарплата рабочим. В принципе, цена очень прозрачная. Хотя в этом бизнесе сложно прогнозировать цены. И четко сказать, что мебель эконом-класса стоит столько-то, а класс лакшери - столько. Мебель эконом-класса может стоить и как мебель класса люкс. Я объясню почему. Берем среднестатистическую 9 метровую кухню в наших квартирах. Гарнитур - три погонных метра. Кстати, очень часто стереотипно представление, что цены измеряются погонными метрами. Это очень условная цифра, которую люди берут для точки отсчета. Берем трехметровую кухню, с простыми дверками в одном варианте. Внутри будут простые системы - механизмы открывания. Во втором варианте будут плавные задвигающиеся системы, которые будут в два раза дороже, чем предыдущий вариант. С виду они совершенно одинаковы, и их можно отнести к эконом-классу, но по комфорту эксплуатации они разные. И второй гарнитур по цене приблизится к классу премиум, если мы снабдим его функциональной, удобной внутренней «начинкой».
 
Если на мебельном рынке сейчас наблюдается период застоя, то какие перспективы ожидают его в ближайшем будущем. Дальнейший спад или рост?
 
- Только рост. Мы идем вслед за рынком строительства, за ипотечным рынком. Сейчас мы наблюдаем волнообразный спрос роста и падения на рынке жилья. Люди меняют квартиры, меняют обстановку. Сейчас мало кто хочет покупать типовые вещи - создают индивидуальный стиль. Есть и другие циклы - люди массово делают ремонт. Сформировано даже понимание того, что кухни, построенные по индивидуальному проекту, где все сделано для комфорта хозяина, гораздо удобнее. И попробовав один раз, поменяв обстановку и сделав ремонт, люди возвращаются и покупают то, что они хотят. Так что, я думаю, рост мебельного рынка в ближайшее время будет.

...

  • 0

Популярное

Последние новости