Совет психолога: как помочь ребенку справиться с отчуждением в коллективе?

Совет психолога: как помочь ребенку справиться с отчуждением в коллективе?Что делать, если у подростка нет друзей? Фото из архива "Pro Города"

Полина Жукова, эксперт в вопросах детской психологии, постаралась разобраться в волнующей горожанку ситуации

Ребенок для матери всегда остается ребенком. И не важно, сколько ему лет — 3 года, 10 лет или 40. В любом возрасте ее будут интересовать, волновать и заботить его проблемы. Особенно, если чадо находится в таком периоде, когда вроде бы и обрел самостоятельность, но до конца не сформирован как личность — подростковом. Именно в это время рождается большинство комплексов, которые идут с человеком всю его дальнейшую жизнь и способны порой негативно влиять на нее.

В такой ситуации оказалась жительница областного центра Александра Иванова, мама 13-летнего подростка.

У моего сына нет друзей в классе, хотя он весьма общительный, коммуникабельный и легкий на контакт мальчик, которого очень ценят во дворе и я сверстники, и взрослые. С его стороны попытки занять определенное место в коллективе были, но их постоянно зарубают на корню лидеры класса, так как он старается всегда оставаться в стороне от «подводных» течений, не занимать сторону большинства, если его точка зрения не совпадает с общей. Он готов оказать поддержку и тем, кого считают изгоями, и выступить на стороне «заводил», если того требуют обстоятельства.

Естественно, маму это не могло не насторожить. Александра попыталась вывести ребенка на диалог.

Я спрашивала, почему он так себя ведет, комфортно ли ему в таком положении. Он, конечно, с обидой в голосе сначала говорил, что его это не волнует, а теперь с ледяным спокойствиемотвечает: «Я им не нужен, значит и они мне не нужны. Ни с кем дружить не буду».

Ситуация особенно обострилась в этому году.

Весь класс в начале июня оправился в летний лагерь под Владимиром. Сын мне периодически звонил и просил его забрать, так как проводить время ему не с кем - лидеры вновь смогли настроить против него окружение. Такая ситуация очень меня волнует: ребенок может потерять и веру в себя, и навсегда разочароваться в людях, ассоциируя обязательное сообщество с негативом к себе и исключительно с врагами. А ведь дальше тоже придется выстраивать отношения в коллективе: институт/техникум, работа, будущая семья. Как повлиять на события и скорректировать зарождающиеся проблемы?

На помощь пришла Полина Жукова, эксперт в области детской психологии.

 Можно предположить, что у него есть задатки лидера, которые чувствуют остальные активисты класса. Соответственно, боятся конкуренции, и пытаются их задавить в зародыше. Но если к ребенку есть негатив, надо, безусловно, разбираться в ситуации, не пуская ее на самотек. Если действительно в ребенке есть лидерские качества -  тогда эта одна история и стратегии поведения. Если же причина в другом, то и дальнейшее развитие ситуации будет иным. Важно, на мой взгляд, вступать с ним в диалог, если у вас (или у кого-то из близких) с ним достаточно доверительные отношения. Часто бывает так, что родители имеют не совсем истинную картину образа ребенка и самой ситуации. С учетом особенностей возраста ребенка, правда, может оказаться так, что вы не до конца владеете информацией о том, что же на самом деле происходит - в ситуации, а также во внутреннем мире подростка. Важным моментом является понимание взаимоотношений: какими они были до этого в классе, в начальном звене, в детском саду? Такие же или совсем другие? Другие: Нужно искать причину изменений.

...

  • 0

Популярное

Последние новости