Надеваем вывернутый тулуп, берем козу и идем по соседям за подарками

Надеваем вывернутый тулуп, берем козу и идем по соседям за подаркамифото из свободных источников

Сегодня начались колядки

О традициях наших предков-славян рассказал независимый экскурсовод, известный как Алексей Валентинович https://vk.com/id2833448, https://www.instagram.com/triglazzz/:

- Наши предки-славяне, как и иные земледельческие народы, очень большое значение придавали Солнцу, а в мифоритуальном смысле - обожествляли дневное светило. Культ этот практически до нашего времени дошёл – гляньте на резьбу домов, убранство утвари, украшения на одежде. Солярная символика первая в глаза бросается. А слова наши, хорошо, к примеру, у славян ведь такой бог был, Хорс, в повести временных лет упоминается, учёные его единодушно считают божеством солнечным. Что же давало и даёт солнце? Свет-Тепло-Жизнь. Оно согревает землю и она становится плодоносящей, оно озаряет мир – и человек выходит на труд. Сложно поверить, но в старые времена спать старались лечь сразу после заката, а большую часть светлого времени традиционно проводили вне дома. Ну, а земледельцу без Солнца вообще никуда, мороз и тьма – это родители голода. А раз Светило так чтили, то и праздники были и определённый уклад у них был, совсем не такой, как сегодня в привычной всем церкви. Были особые даты, привязанные к астрономическим явлениям. Мы говорим — ход Земли вокруг Солнца, а наши предки говорили - ход Солнца вокруг Земли. К Купале растёт, к Коляде малится, уменьшается шаг светлый.

Фото Алексея Валентиновича, символ солнца под крышей дома

Солярный символ на занавеске

Прялка с изображением солнечной символики

-Ныне, 21 декабря, астрономически миновали дни карачуна (слово, кстати летописное), значит Коляда наступила, откуда имя это у наших предков «завелось» непонятно, однако, по латыни календы – это начальные дней. Что же делал славянин-аграрий, селянин, на Коляду (которая идёт аж две седьмицы подряд). А делал Солнцу отчасти сродственное – жёг огонь (дубовая колода в доме должна была вытлевать медленно все 12 дней праздника), распалялся похотью на жену, пугал чертей страшными масками-харями, как и Светило бьёт нечистых своими лучами стрелами, да громкими песнями-заговорами гнал прочь тугу-печаль, водил хороводы, гадал на грядущий год, объедался и упивался. Впрочем, женское общество не далеко уходило от мужского, особенно по части плясок да гаданий. Как и в любом человеческом мире более всего бесчинствам и веселию предавалась молодёжь, игравшая в «козу», в «умруна», что это за игры – даже рассказать в приличном издании зазорно. В чести ж в эти дни была и матерная брань. Так и сегодня можно надевать вывернутый наизнанку тулуп, брать с собой козу, бутылочку и идти по соседям за подарками. А кто не даст ничего, тому что-нибудь чем-нибудь можно и измазать.

- Не удивительно, что после начала крещения Руси, духовенство относилось к этим деяниям языческого праздника абсолютно негативно и с ненавистью, именуя всё сие – беснованием. Однако, Коляда дожила до нашего времени, часть её обрядива вросла в традиции Рождественские, когда на смену древнему богу подателю урожая, Солнцу-Красному, пришёл иной Хлеб Жизни - Христос. 

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости