В пакете молока больше не литр, а в пачке масла не 200 г.: как производители незаметно повышают цены

В пакете молока больше не литр, а в пачке масла не 200 г.: как производители незаметно повышают цены

Такое явление, как уменьшение веса и объема продуктов без снижения цены, стало вполне рядовым в последние годы. То есть для сохранения стоимости продукты на полке «сжимаются», а полновесные товары становится найти все сложнее.

Такой маркетинговый ход называется даунсайзинг. В переводе с английского «downsizing» означает уменьшение размера. Также эту стратегию называют шринкфляцией. Впервые она была применена в 1970-х годах в США. Но наиболее же активно производители стали уменьшать упаковку в 2000-х.

Эксперты портала Роскачество проанализировало девять категорий товаров – масло сливочное, кефир, молоко, сметана, творог, йогурт, макароны, пиво, сок. Цель – оценить, насколько сокращаются масса и объем продуктов.

Масло сливочное

Cреди сливочного масла самый популярный формат упаковки – это 180 г. Упаковки по 200 г. тоже встречаются, но крайне редко. Таким образом, только каждая десятая пачка масла будет весить классические 200 г. Некоторые производители продолжают и дальше «сжимать» вес - уже можно встретить пачки масла по 175 г., сейчас на рынке их около 5,98%.

Впрочем, после рейдпа по магазином выяснилось, что есть чему радоваться. А порадовал местный производитель - там пачка масла аж 230 г. Почти советский стандарт. 

Молоко

Классический литр молока — уже в прошлом, на рынке его доля около 14,86% продаж. По данным Роскачества наиболее популярные форматы у производителей: 900 г (30,58%) и 930 г (20,71%). Лишь каждая седьмая бутылка будет содержать 1 л молока.

А по данным "ProГорода" на прилавкаках не редки бутылки молока по 800 и 870 мл. Даже пакеты молока фасуют не по литру, а по 900 мл. 

Кефир

Ситуация с объемом кефира в упаковке схожа с объемом молока: на литровые бутылки приходится только 11% рынка. Разливают его по 900 г (это около 26,42% на рынке) и 930 г (17,1% на рынке). Только лишь каждая десятая бутылка кефира будет литровой.

Творог

В советские времена пачка творога весила 250 г. Сейчас такую фасовку помнит лишь старшее поколение - доля такого формата занимает лишь 1,84% на рынке. Сейчас стандартная пачка - 180 г (пачек с таким весом около 10,65% на рынке) и 200 г (6,98%).Только одна пачка на 50 будет весить 250 г.

Наша редакция данные портала умного покупателя подтверждает! В основном на прилавках пачки по 180 г. И снова выгодно выглядит владимирская продукция с фасовкой по 200 граммов.  

Йогурты

Не так давно бутылочка йогурта весила 300 г. Сейчас такой объём почти исчез с полок, доля на рынке менее 1%. Сейчас самые популярные форматы по 260 г (йогурта с такой фасовкой около 6,44% на рынке), по 270 г (5,53% на рынке) и 290 г (4,74% на рынке).

Макароны

Самый популярный формат упаковки макарон сейчас – 450 г. Это почти половина всего рынка — 45,55%. Всё чаще встречается упаковка 400 г (35,58% на рынке). Привычная пачка макарон весом 0,5 кг постепенно уходит с рынка. Доля ее продаж составляет 9,10%. Классические полкило можно встретить только в одной пачке из 10.

Встретились макароны в такой фасовке лишь у импортного производителя. Но цена там кусается!

 

Пиво

Даже в этой категории властвует даунсайзин. Бутылки по пол-литра в прошлом. На их долю приходится только 7,88% продаж. Только одна бутылка из 12 будет содержать 0,5 литра пива. В основном пенный напиток разливается в тару объёмом 450 мл (это чуть более половины рынка - 56,7%). Встречаются также бутылки объёмом 470 мл и 440 мл, но их на рынке чуть более 7%.

Сок

Сок, как никакой другой продукт сопротивляется стратегии даунсайзинга. Привычные литровые упаковки сока пока удерживают позиции, на их долю приходится 23,07% на рынке. Хотя, упаковки по 950 мл уже теснят стандартную тару. Доля такого сока на рынке 19,26%.

Упаковки по 2 литра тоже пытаются ужать. Всё чаще встречается сок объёмом 1930 мл. На рынке его уже почти 8%.

Потребители продуктов питания интересуются: несоответствие массы нетто и даунсйзинг это одно и то же?

Эксперты Роскачества говорят однозначное нет. Это разные явления. Когда производитель на упаковке заявляет один вес, а фактически кладет другой (обычно меньший), это является грубым нарушением ТР ТС 022/2011 (Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»). А даунсайзинг - просто маркетинговый ход. 

Вот несколько практических советов от экспертов:

- Изучайте информацию в маркировке. Внимательно смотрите на вес и объем, чтобы понимать, за что вы платите. Некоторые производители начали прятать вес продукта, но найти его всё же можно.

- Сравните упаковки, хотя это не всегда легко. Некоторые сети указывают цену за килограмм или литр товара мелким шрифтом на ценниках!

- Не привязывайтесь к одной торговой марке. Неизвестные торговые марки или производители-новички часто играют более честно с использованием полновесных объёмов. Не забывайте про собственные торговые марки продовольственных сетей (СТМ есть во всех сетевых магазинах). Они могут предлагать более низкие цены без потери качества.

 

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости